Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Первый принцип – гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно. Природа- ничем не заменимый источник эмоционально-нравственного развития ребенка, его эмоциональной и духовной культуры. И одна из важнейших задач учителей заключается в том, чтобы показать, что природа, окружающая нас- это воплощение духовных богатств, красоты и величия казачьего народа.
Второй принцип – гармония человека с культурой. Культурологический фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях донского казачества, формирования представлений об эстетических идеалах казачьего народа, на которых строятся различные составляющие национальной казачьей культуры. Технологически реализуется этот принцип посредством культурно-средового подхода к организации воспитания. Это значит, что микросреда (семья, школа) должны способствовать воспитанию любви к родному краю, к Родине, гордости за родных и близких.
Третий принцип раскрывается в различных взаимоотношениях человека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого, культурного человека, заботливого семьянина.
Четвертый принцип – самосознание личности или отношение личности к самой себе. Особое внимание следует уделять влиянию школы на социализацию личности школьника, его адаптированность к новым экономическим условиям, самоопределение, самовоспитание, улучшение духовного и нравственного климата, пропаганду здорового образа жизни, сохранение культурных и национальных традиций. Этот принцип выстроен вокруг этнопедагогики и позволяет привлекать семьи школьников к активному социальному воспитанию детей.
Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, которые удовлетворяют потребности ребенка. Происходит процесс трансформации школы в социокультурный центр поселка. Это дает возможность современному школьнику оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности, проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие и другие важные личностные качества, свойственные жителям Донского края.